Что изменилось в Законе о Конституционном суде?
Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
На днях Президент РФ подписал пакет законов, подготовленных в развитие положений обновленной Конституции РФ. Среди них - поправки в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Изменения вступили в силу 09.11.2020 (за исключением нескольких положений).
Так, в соответствие с обновленными нормами Конституции РФ приведены положения закона, касающиеся устройства КС РФ (численности судей, порядка назначения на должность и прекращения полномочий судьи и др.) и его компетенции (в связи с появлением у суда новых полномочий по проверке конституционности проектов законов о поправке к Конституции, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также не подписанных Президентом РФ законов, проверке конституционности законов субъектов РФ до их обнародования главой региона, разрешению вопроса о возможности исполнения решений международных (иностранных) судов, арбитражей.
В частности, численность судей Конституционного Суда, включая Председателя КС РФ и его заместителя, уменьшена с 19 до 11 (кстати, согласно внесенным поправкам, у Председателя КС РФ теперь только один заместитель вместо двух). При этом установлено, что осуществлять свою деятельность суд правомочен при наличии в его составе не менее 8 судей. Если в случае выбытия судьи из состава КС РФ число судей окажется менее 8, Президент РФ должен внести в Совет Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи не позднее месяца со дня открытия вакансии. Что касается кворума в заседаниях, то принимать решения КС РФ будет правомочен при участии в заседании не менее 6 судей. Правда, эти положения вступят в силу только со дня, когда число судей Конституционного Суда РФ составит 11 человек (сейчас их 12, см. http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx). А до этого момента КС РФ правомочен принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от числа действующих судей.
Другая часть внесенных в закон поправок напрямую с реализацией положений обновленной Конституции РФ не связана и направлена на уточнение норм, касающихся порядка конституционного судопроизводства и некоторых иных вопросов. Отметим ряд произошедших изменений.
Так, в новой редакции изложена глава XII Закона, регулировавшая порядок рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (ее новое название "Рассмотрение дел о конституционности нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод").
В этой части:
- в ст. 96 Закона уточнен перечень лиц, которые могут обратиться с такой жалобой. Это граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, а также в интересах граждан и юрлиц - уполномоченные по правам человека, иные органы и должностные лица, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять их интересы;
- также в указанной статье расширен перечень НПА, которые могут быть объектом проверки. Это федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республик, уставы, законы либо иные нормативные акты субъекта РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов госвласти РФ и органов госвласти субъектов РФ;
- вводится принцип исчерпания: жалоба в КС РФ, согласно поправкам, допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого она подана, при разрешении конкретного дела. Установлено, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты. При этом уточняется, что Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (о том, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты до 10.05.2021 см. здесь). Секретариат Конституционного Суда РФ будет уведомлять о недопустимости обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба.
Кроме того, введены дополнительные механизмы защиты прав граждан. В частности, согласно дополнениям, внесенным в ст. 100 Закона, если пересмотр дела исходя из особенностей соответствующих правоотношений не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в КС РФ, последний вправе указать в своем постановлении на необходимость применения к таким заявителю или лицу компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом, принявшим в первой инстанции судебное решение на основе нормативного акта, о котором принято данное постановление.
Также в новой редакции изложена и глава закона о порядке рассмотрения дел о конституционности нормативных актов по запросам судов.
Отметим еще несколько изменений:
- новой редакцией Закона предусмотрено, что гражданам, не владеющим русским языком, в случае обращения в Конституционный Суд без представителя с жалобой на нарушение их прав нормативным актом, примененным при рассмотрении уголовного дела, должно быть обеспечено право при подготовке жалобы бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном постановлением Правительства РФ. Оговаривается, что это право предоставляется после установления Кабмином соответствующего порядка. А до этого расходы на услуги переводчика при подготовке жалобы в КС РФ возмещаются в разумных пределах в порядке, предусмотренном в соответствии с ч. 2 ст. 100 Закона.;
- исключена норма об опубликовании особого мнения судьи. Вместо этого в законе теперь указано, что особое мнение или мнение судьи приобщается к протоколу заседания Конституционного Суда РФ и хранится вместе с ним. Судья КС РФ не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться;
- также для судей введен запрет в какой бы то ни было форме критиковать решения Конституционного Суда РФ и обнародовать свое несогласие с принятым решением;
- предусмотрено новое основание для отстранения судьи от участия в рассмотрении дела - если имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи;
- в качестве общего правила в законе закреплено положение о провозглашении решения Конституционного Суда РФ не в полном объеме. Как следует из закона, решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в полном объеме , если КС РФ сочтет это необходимым.
- изменился порядок опубликования решений КС РФ.
В заключении отметим, что при рассмотрении поправок во втором чтении было решено отказаться от проектируемого положения, предусматривающего, что если Конституционный Суд РФ придет к выводу о неконституционности нормы либо о признании ее конституционной, но в истолковании, данном Конституционным Судом, то, согласно законопроекту, Верховный Суд РФ не позднее 2 месяцев после опубликования соответствующего постановления КС РФ должен дать разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства в части, касающейся этих норм.
Информация получена c сайта - сhttp://www.garant.ru/