ВС РФ разъяснил, как привлекать юристов в помощь арбитражному управляющему и оплачивать их услуги
Определения ВС РФ от 14.10.2019 N 305-ЭС16-20779 (46) и N 305-ЭС16-20779 (47)
В первой половине октября СК по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела два спора, связанных с привлечением юридических компаний в помощь арбитражному управляющему при осуществлении мероприятий по банкротству и оплатой их услуг. Оба спора были инициированы конкурсными кредиторами в рамках дела о банкротстве банка, функции арбитражного управляющего по которому осуществляло Агентство по управлению вкладами.
Предметом первого спора являлась правомерность выплаты Агентством вознаграждения коллегии адвокатов, оказывающей юридические услуги по сопровождению процедуры банкротства. Стоимость услуг по договору была определена из фиксированной стоимости и переменной части в размере 15% от фактического поступления в пользу банка денежных средств. Конкурсный кредитор, полагая, что переменная часть вознаграждения является "гонораром успеха", выступил против ее выплаты.
Разрешая спор, суды исходили из того, что расходы на привлечение специалистов одобрены комитетом кредиторов. Довод о "гонораре успеха" был отклонен, поскольку выплата вознаграждения не ставится в зависимость от принятия судом положительного решения в пользу банка. Суды указали, что дополнительное вознаграждение уплачивается в случае пополнения конкурсной массы банка, то есть признается фактическим премированием адвокатов. В удовлетворении требования было отказано, что явилось причиной подачи жалобы в ВС РФ.
Агентство объяснило свой выбор такой формы оплаты тем, что в начале банкротства конкурсному управляющему неизвестен объем юридических услуг, которые должны быть впоследствии оказаны, поэтому в качестве стандартной используется смешанная форма оплаты: постоянная и переменная (вместо почасовой). В данном случае привлечение юристов на условиях почасовой оплаты оказалось бы более затратным.
Судебная коллегия ВС при рассмотрении жалобы отметила, что в ситуации банкротства применение к должнику принципа свободы договора ограничено, в том числе интересами кредиторов, поэтому судам надлежало проверить обоснованность и законность привлечения коллегии адвокатов на условиях смешанной формы оплаты, в частности, соотнести реально понесенные должником расходы с теми потенциальными тратами, которые могли быть понесены, если бы сделка заключалась на рыночных условиях. Дело было отправлено на пересмотр.
По второму спору рассматривался вопрос о том, как должны привлекаться и кем оплачиваться адвокаты, которые выступают на стороне арбитражного управляющего при обжаловании его действий конкурсными кредиторами. В данном споре Агентство заключило соглашение от имени должника и производило оплату услуг за счет конкурсной массы.
Суды, отказывая в удовлетворении требований кредитора, заявившего о неправомерности таких действий, исходили из того, что привлечение адвокатов обусловлено значительными объемами обособленных споров по обжалованию действий конкурсного управляющего, и невозможности выполнения возложенных на Агентство функций только силами штатных сотрудников.
Но Судебная коллегия не согласилась с этим выводом, указав, что характерной особенностью споров о признании незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего является то, что судебное разбирательство по такой категории дел построено по модели, подразумевающей противопоставление фигуры управляющего иным участникам банкротного процесса. Выдвигая против управляющего обвинения в ненадлежащем осуществлении возложенных на него полномочий, кредиторы или иные лица тем самым вынуждают управляющего занимать противоположную позицию в споре, доказывая свою разумность, добросовестность и лояльность должнику и его кредиторам. В этой ситуации, когда управляющий противостоит кредиторам и действует исключительно в своих интересах, расходы на ведение процесса он должен нести за свой счет.
Информация получена c сайта - сhttp://www.garant.ru/