ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики по делам об административных правонарушениях по ст.14.17.2 КоАП РФ, рассмотренных мировым судьей судебного участка №2 Акбулакского района Оренбургской области за период с 09.01.2021 года по 23.09.2021 года.

С 01.01.2021 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 14.17.2 «Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции».

Согласно ст. 14.17.2 КоАП РФ перемещение по территории Российской Федерации алкогольной продукции, немаркированной в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением перемещения указанной алкогольной продукции по территории Российской Федерации физическими лицами в объеме не более 10 литров на одного человека, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

        За период с 09.01.2021 года по 23.09.2021 года мировому судье судебного участка №2 Акбулакского района Оренбургской области поступило  52 дела об административном правонарушении по  ст. 14.17.2 КоАП РФ, из которых 42 рассмотрено по существу, 5 дел назначены к рассмотрению,   5 дел направлены для рассмотрения по месту жительства лиц, в отношении которых ведется производство по делу на основании заявленных ими ходатайств.

По всем рассмотренным делам об административных правонарушениях  вынесены постановления о назначении административного наказания. При этом во всех случаях  с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств смягчающих административную ответственность, данных о личности виновных,  суд пришел к выводу о назначении административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.14.17.2 КоАП РФ, с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

По 5 рассмотренным делам  административные  штрафы добровольно оплачены лицами, привлеченными к административной ответственности.

Субъектами  административных правонарушений по ст.14.17.2 КоАП РФ в большинстве случаев являются граждане иностранных государств, в частности Республики Казахстан, Республики Беларусь, Киргизской Республики.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 29 января 2009 года № 2-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Фролова Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении суды и иные уполномоченные органы, а также должностные лица обязаны, как требует статья 24.1 КоАП РФ, исходить из задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела.  При этом в силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, по его ходатайству. По смыслу названных взаимосвязанных законоположений, такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

В пп.«з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

Поскольку ходатайства заявлены иностранными гражданами, не обусловлены  необходимостью решения задач, связанных с производством по делу,  суд пришел к выводу, что направление протоколов по месту жительства может привести к затягиванию сроков рассмотрения дела и нарушению баланса публичных и частных интересов и не усмотрел оснований для  удовлетворения ходатайств.

По всем поступившим в судебный участок делам указанной категории лица, в отношении которых ведется производство по делу, согласились на уведомление посредством СМС, что способствовало их быстрому и своевременному извещению о времени и месте рассмотрения дела.   

Все дела рассмотрены в срок, установленный ч.1.1 ст. 29.6 КоАП РФ, сроки рассмотрения дел судом  не продлевались.

В порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, постановления по рассмотренным делам не обжаловались.

Помощник мирового судьи судебного участка № 2

Акбулакского района Оренбургской области

Л.Ю. Макаренко